Администрация Крутинского муниципального района Омской области
Крутинский муниципальный район Омской области

Муниципальный резерв управленческих кадров

1. Рабочая группа по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Администрации Крутинского муниципального района Омской области (далее - Группа) является координационным органом по обеспечению согласованных действий органов исполнительной власти с органами местного самоуправления Крутинского муниципального района Омской области, иными органами и организациями по вопросам формирования и подготовки резерва управленческих кадров Администрации Крутинского муниципального района (далее - резерв).
2. Основными задачами Группы являются:
1) подготовка предложений по формированию, подготовке и использованию резерва;
2) организация взаимодействия органов исполнительной власти с органами местного самоуправления поселений, иными органами и организациями по вопросам формирования и подготовки резерва;
3) определение приоритетных сфер экономики, муниципального управления, наиболее ниждающихся в управленческих кадрах;
4) определение перечня сведений для ведения баз данных о лицах, включенных в резерв, и вакантных должностях, подлежащих замещению;
5) рассмотрение планов переподготовки, повышения квалификации лиц, включенных в резерв.
3. Группа для выполнения возложенных на нее задач имеет право:
1) запрашивать в установленном порядке материалы и информацию у органов местного самоуправления поселений, иных органов и организаций;
2) заслушивать на своих заседаниях информацию представителей органов исполнительной власти, оранов местного самоуправления поселений, иных органов и организаций по вопросам, связанным с формированием и подготовкой резерва.
4. В состав Группы включаются руководитель Группы, его заместитель, секретарь и другие члены Группы.
5. Заседания Группы проводят по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Заседания проводит руководитель Группы, а в его отсутствие - заместитель руководителя.
Заседания считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины ее членов.
6. Решения Группы принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов группы и оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем Группы.
В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании.
7. Общественно важные вопросы, обсуждаемые Группой, и принятые по ним решения доводятся до сведения Главы Крутинского муниципального района и общественности.
8. Организационно-техническое обеспечение деятельности Группы осуществляется организационным отделом Администрации Крутинского муниципального района.
I. Общие положения

1. Настоящее Положение о порядке организации и проведения профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих Крутинского муниципального района Омской области (далее - Положение) определяет порядок организации и проведения профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Администрации Крутинского муниципального района Омской области (далее - муниципальные служащие).
2. Переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляются с целью повышения эффективности исполнения муниципальными служащими должностных обязанностей.
3. Переподготовка муниципальных служащих проводится по мере необходимости.
Повышение квалификации муниципальных служащих проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

II. Основные формы профессиональной переподготовки и повышения
квалификации муниципальных служащих

4. Под профессиональной переподготовкой понимается обучение муниципальных служащих, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование, с целью получения ими дополнительных знаний, формирования умений, навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также присвоения дополнительной квалификации на базе имеющейся специальности.
5. Под повышением квалификации понимается обучение муниципальных служащих с целью обновления теоретических и практических знаний.
6. Формы обучения устанавливаются с учетом целей и сроков обучения, возможностей образовательного учреждения и личностных особенностей муниципального служащего.

III. Основания и условия профессиональной переподготовки и повышения
квалификации муниципальных служащих

7. Основанием для профессиональной переподготовки муниципального служащего является:
1) назначение муниципального служащего на должность муниципальной службы иной специализации (при отсутствии у него образования по соответствующей специальности);
2) закрепление или планирование закрепления за структурным подразделением Администрации Крутинского муниципального района Омской области (далее - структурное подразделение) дополнительных функций и нецелесообразность приема для их исполнения новых сотрудников;
3) результаты аттестации муниципального служащего;
8. Оплата стоимости обучения муниципального служащего, включенного в сводный план профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих Администрации Крутинского муниципального района Омской области на предстоящий календарный год, производится за счет средств бюджета Крутинского муниципального района Омской области.
9. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации могут осуществляться также и при отсутствии оснований, перечисленных в пункте 7 настоящего Положения, по инициативе и за счет средств муниципальных служащих.

IV. Формирование планов профессиональной переподготовки и повышения
квалификации муниципальных служащих

10. Руководители структурных подразделений, наделенных правами юридического лица, управляющий делами Администрации Крутинского муниципального района (для структурных подразделений, не наделенных правами юридического лица) ежегодно определяют потребность в профессиональной переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих структурного подразделения на предстоящий календарный год на основании анализа количественного и качественного состава муниципальных служащих в соответствующем структурном подразделении, а также на основании потребности структурного подразделения в специалистах определенной квалификации.
На основании своих потребностей и в соответствии с настоящим Положением руководители структурных подразделений, наделенных правами юридического лица, управляющий делами Администрации Крутинского муниципального района (для структурных подразделений, не наделенных правами юридического лица) ежегодно до 1 августа текущего года утверждают план профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих структурного подразделения на предстоящий календарный год и направляют копию утвержденного плана до 31 августа текущего года советнику Администрации Крутинского муниципального района.
11. В план профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих структурного подразделения на предстоящий календарный год не включаются:
- муниципальные служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, в длительном (более чем полгода) отпуске без сохранения заработной платы;
- муниципальные служащие, достигшие, а также достигающие в планируемом году предельного возраста пребывания на муниципальной службе.
12. В соответствии с представленной информацией советник Администрации Крутинского муниципального района готовит сводный план профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих Администрации Крутинского муниципального района на предстоящий календарный год.
Сводный план профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих Администрации Крутинского муниципального района Омской области на предстоящий календарный год утверждается Главой Крутинского муниципального района.
13. Руководитель структурного подразделения обязан обеспечить направление находящихся у него в подчинении муниципальных служащих на соответствующее обучение в установленные сроки.
В случае невозможности по объективным причинам направить на обучение включенных в сводный план профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих Администрации Крутинского муниципального района на предстоящий календарный год руководитель соответствующего структурного подразделения, наделенного правами юридического лица, управляющий делами Администрации Крутинского муниципального района информирует об этом советника Администрации Крутинского муниципального района 
14. Обо всех изменениях в планах профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих на предстоящий календарный год руководители соответствующих структурных подразделений, наделенных правами юридического лица, управляющий делами Администрации Крутинского муниципального района информируют советника Администрации Крутинского муниципального района.


V. Порядок проведения профессиональной переподготовки и повышения
квалификации

15. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципального служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от выполнения должностных обязанностей.
16. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации осуществляются путем заключения соответствующих договоров с образовательными учреждениями высшего профессионального и среднего профессионального образования, имеющими соответствующую лицензию и государственную аккредитацию.
17. По окончании профессиональной переподготовки, повышения квалификации муниципальный служащий получает документ установленного образца. Копия документа о прохождении профессиональной переподготовки, повышения квалификации в обязательном порядке передается муниципальным служащим в кадровую службу структурного подразделения в течение трех рабочих дней с момента получения документа.
18. Муниципальному служащему, направленному на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, сохраняется денежное содержание по замещаемой должности на весь период обучения.

VI. Контроль за прохождением обучения

19. Контроль за прохождением муниципальными служащими обучения осуществляет советник Администрации Крутинского муниципального района.
20. Руководители структурных подразделений готовят информацию о муниципальных служащих, обучающихся и закончивших обучение в текущем месяце, по форме согласно приложению к настоящему Положению и до 25 числа каждого месяца направляют ее советнику Администрации Крутинского муниципального района.
1. Создание кадрового резерва на замещение должностей муниципальной службы (далее - резерв) осуществляется на основе объективной оценки профессиональных и деловых качеств кандидатов на зачисление в резерв (далее - кандидаты), уровня профессиональной подготовки кандидатов, результатов их профессиональной деятельности.
2. В кадровый резерв могут быть включены муниципальные служащие и руководители и специалисты государственных и муниципальных предприятий и учреждений, лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, муниципального органа и иные лица (далее - граждане).
3. Кадровый резерв создается на замещение высших, главных, ведущих и старших должностей муниципальной службы.
4. В кадровый резерв могут быть зачислены граждане, соответствующие квалификациооным требованиям, установленным для замещения должности муниципальной службы, на которую создается резерв, обладающие необходимыми профессиональными и деловыми качествами и показавшие высокие результаты в профессиональной деятельности.
5. В кадровый резерв зачисляются граждане, не достигшие предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
6. Создание кадрового резерва включает в себя следующие этапы:
1) составление списка кандидатов;
2) отбор из числа кандидатов;
3) составление списка лиц, зачисленных в резерв;
4) утверждение резерва.
7. Составление списка кандидатов осуществляется управляющим делами и организационным отделом Администрации на основании предложений руководителей структурных подразделений Администрации Крутинского муниципального района Омской области (далее - структурные подразделения) о включении граждан в список кандидатов, представляемых в организационный отдел ежегодно до 1 ноября текущего года.
К предложениям о включении граждан в список кандидатов прилагаются отзывы непосредственных руководителей.
На одну должность муниципальной службы может быть представлено не более трех кандидатов.
8. Отбор из числа кандидатов и составление списка лиц, зачисленных в кадровый резерв на предстоящий календарный год, осуществляется организационным отделом по согласованию с управляющим делами Администрации.
9. При отсутствии кандидатов или признания кандидатов на конкретную должность муниципальной службы не соответствующими квалификационным требованиям, установленным для ее замещения, кадровый резерв на замещение этой должности муниципальной службы не создается.
10. Кадровый резерв на предстоящий календарный год утверждается правовым актом Главы Крутинского муниципального района.
11. Сведения о включении муниципального служащего в кадровый резерв заносятся в его личное дело. 
12. Управляющий делами Администрации ежегодно проводит анализ состава кадрового резерва и доводит данную информацию до Главы Крутинского муниципального района.
13. Гражданин, зачисленный в кадровый резерв, исключается из кадрового резерва:
- в случае назначения его на должность муниципальной службы, планируемую для замещения, или равнозначную в пределах группы должностей муниципальной службы;
- по истечении трех лет нахождения его в кадровом резерве для замещения одной и той же должности муниципальной службы;
- в случае отказа от предложения по замещению должности муниципальной службы, в резерве на замещение которой он состоит;
- по его письменному заявлению;
- по достижении им предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
- в случае поступления и (или) обнаружения обстоятельсв, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу.
14. Исключение из кадрового резерва оформляется правовым актом Главы Крутинского муниципального района.

Состав 
рабочей группы по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Администрации Крутинского муниципального района

  • Сарыгин Евгений Витальевич  -  Первый заместитель Главы Крутинского муниципального района, руководитель рабочей группы 
  • Головин Виктор Геннадьевич   -  Заместитель Главы Крутинского муниципального района, заместитель руководителя рабочей группы
  • Бутенко Игорь Михайлович       - Советник Администрации Крутинского муниципального района, секретарь рабочей группы 

       
Члены рабочей группы:
        

  • Трутаев Василий Егорович      -   Заместитель Главы Крутинского муниципального района, председатель Комитета финансов и контроля Администрации Крутинского муниципального района
  • Юрьева Вера Ивановна            -   Управляющий делами Администрации Крутинского муниципального района
  • Лаптева Алёна Сергеевна        -   Главный специалист по правовым вопросам Администрации Крутинского муниципального района
Бутенко Игорь Михайлович - Советник Администрации Крутинского муниципального района
тел. (факс): (38-167) 2-19-33
e-mail: krutin@mr.omskportal.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по формированию и подготовке резерва управленческих кадров 
Крутинского муниципального района Омской области

1. Резерв управленческих кадров Крутинского муниципального района Омской области (далее – резерв управленческих кадров) – это сформированная группа специалистов, имеющих опыт работы, положительно оцениваемых по результатам предыдущей деятельности, обладающих необходимыми профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами, способных в настоящий момент или после определенной подготовки занимать соответствующие руководящие должности в органах местного самоуправления, организациях и предприятиях Крутинского муниципального района Омской области.
2. Формирование резерва управленческих кадров – это процесс выявления, отбора, оценки и подготовки кадров в целях оперативного замещения управленческих должностей в системе муниципального управления, в учреждениях и организациях различных сфер деятельности высококвалифицированными и подготовленными к соответствующей работе кадрами, способными качественно решать поставленные перед ними задачи.
3. Формирование резерва управленческих кадров основано на принципах:
- законности;
- добровольности включения и нахождения в резерве управленческих кадров;
- единство требований к гражданам при включении в резерв управленческих кадров;
- объективности и всесторонней оценки профессиональных и личностных качеств граждан при включении в резерв управленческих кадров.
4. По своему составу и назначению резерв управленческих кадров делится на следующие виды:
- резерв на должности муниципальной службы органов местного самоуправления Омской области;
- резерв на должности руководителей, заместителей руководителей подведомственных учреждений и предприятий органов местного самоуправления Омской области;
- резерв перспективных молодых специалистов.
5. По степени готовности резерв управленческих кадров подразделяется на оперативный, потенциальный и перспективный.
Оперативный резерв (резерв текущей готовности) – состоит из профессионально подготовленных специалистов, с возможностью его использования в ближайший временной период (до 1 года). Срок нахождения кандидата в резерве 1 год.
Потенциальный резерв (резерв среднесрочной перспективы) – состоит из профессионально подготовленных специалистов, с возможностью его использования в период от 1 года до 3 лет, при условии краткосрочной профессиональной подготовки (повышения квалификации). Срок нахождения кандидата в резерве 3 года.
Перспективный резерв (резерв долгосрочной перспективы) – состоит из профессионально подготовленных специалистов, с возможностью его использования в период от 3 лет и более, при условии профессиональной переподготовки. Срок нахождения кандидата в резерве 5 лет.
6. Для граждан при включении в резерв управленческих кадров устанавливаются следующие требования:
- возраст: от 25 до 50 лет (от 25 до 35 лет – для граждан при включении в резерв перспективных молодых специалистов);
- наличие высшего профессионального образования;
- стаж работы на руководящих должностях в органах местного самоуправления (не ниже руководителя структурного подразделения) не менее 3 лет либо стаж работы на руководящих должностях (не ниже руководителя структурного подразделения) в иных организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности не менее 5 лет (соблюдение данного требования необязательно для граждан при включении в резерв перспективных молодых специалистов).
7. Способы выдвижения кандидатур в резерв управленческих кадров:
- с согласия граждан, по рекомендации руководителей предприятий и организаций, в которых работают в данный момент (приложение № 3); 
- гражданами самостоятельно, с приложением мотивированного представления (приложение № 3).
Кандидатуры граждан на включение в резерв управленческих кадров с их согласия могут быть также рекомендованы органами местного самоуправления Омской области, общественных объединений Омской области.
8. Этапы формирования резерва управленческих кадров:
- формирование списков граждан для включения в резерв управленческих кадров;
- отбор кандидатов в состав резерва управленческих кадров;
- утверждение резерва управленческих кадров.
9. Для формирования резерва управленческих кадров и дальнейшей работы с ним рекомендуется:
- образовать комиссию (рабочую группу) по формированию и подготовке резерва управленческих кадров (далее – Комиссия, рабочая группа);
- разработать и утвердить Положение о Комиссии (рабочей группы);
- обеспечить информирование и консультирование граждан и организаций о мероприятиях, проводимых в рамках формирования резерва управленческих кадров;
- определить подразделение (сотрудника), ответственного за работу с резервом управленческих кадров.
10. Кандидатом в резерв управленческих кадров представляются:
- личное заявление (приложение № 1);
- заполненная и подписанная анкета (приложение № 2);
- мотивированное представление (приложение № 3); 
- копия паспорта (все страницы);
- копии документов о профессиональном образовании, профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке, присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются), заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
- две фотографии формата 3x4;
- копия трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы).
Факт подачи документов гражданином регистрируется в журнале учета документов.
Гражданин, подавший необходимые документы, дает письменное согласие на обработку сообщенных им персональных данных, а также на проведение в отношении него проверочных мероприятий.
В случае представления документов в неполном объеме или нарушения правил их оформления, несоответствие гражданина требованиям, установленным пунктом 6 настоящих методических рекомендаций, недостоверности представленных документов и сведений возможен отказ в приеме документов и возвращение лицу, их направившему.
11. Отбор граждан для включения в резерв управленческих кадров производится Комиссией (рабочей группой), с учетом следующих критериев:
профессиональная компетентность – наличие соответствующего образования, стажа, опыта работы управленческой деятельности, знаний, умений и навыков по профилю предполагаемой к замещению должности, способность анализировать и принимать обоснованные управленческие решения и добиваться их выполнения, высокая деловая культура, систематическое повышение профессионального уровня;
организаторские способности - умение руководить подчиненными, координировать и контролировать их деятельность, владеть современными методами и техникой управления, инициативность, оперативность;
ответственность за порученное дело - высокая требовательность к себе и подчиненным, обязательность, критическая оценка своей работы и коллектива;
психологические качества - способность терпеливо, выдержанно работать с людьми, умение их объединять и вдохновлять, коммуникабельность, культура общения, аккуратность;
наличие гражданства Российской Федерации;
постоянная регистрация по месту жительства на территории Омской области.
12. По итогам отбора формируются списки резерва управленческих кадров для замещения соответствующих должностей и утверждаются нормативно-правовыми документами главы муниципального образования.
13. Кандидаты, состоящие в резерве управленческих кадров в течение месяца после включения, представляют план индивидуальной подготовки, который содержит мероприятия подготовки, срок проведения и отметку об исполнении (приложение № 4). 
В случае направления необходимых документов кандидата для включения в информационную базу резерва управленческих кадров Омской области и в окружной резерв Сибирского федерального округа, в Главное организационно-кадровое управление Омской области представляется один экземпляр (оригинал) плана индивидуальной подготовки. 
14. Планами индивидуальной подготовки кандидата предусмотрены следующие формы подготовки:
- самоподготовка;
- обучение в образовательных учреждениях;
- стажировка;
- разработка и реализация социально-значимых проектов и программ;
- участие в семинарах, форумах, конференциях, круглых столах, тренингах;
- участие в качестве экспертов в составе рабочих групп при разработке целевых программ, административных регламентов и т.д.;
- иные формы подготовки.
Одним из итоговых документов подготовки в зависимости от категории резерва управленческих кадров может быть проект по развитию территории, организации, одного из направлений предполагаемой деятельности.
15. Индивидуальный план подготовки кандидата утверждается:
для лиц, состоящих в резерве управленческих кадров на должности руководителей, заместителей руководителя муниципального образования – председателем Комиссии (рабочей группы);
для лиц, состоящих в резерве управленческих кадров на должности руководителей, заместителей руководителей структурного подразделения муниципального образования - главой муниципального образования;
для лиц, состоящих в резерве управленческих кадров на должности руководителей коммерческих и некоммерческих организаций – руководителем организации или его заместителем;
для молодых перспективных специалистов – председателем комитета муниципального образования, отвечающим за работу с молодежью.
16. Руководителем подготовки кандидата является непосредственный руководитель, заместитель руководителя или иное должностное лицо, которое определяется решением Комиссии (рабочей группы). 
Руководитель подготовки отвечает за реализацию индивидуального плана подготовки кандидата. 
17. Рекомендации лицам, отвечающих за работу с резервом управленческих кадров.
Для главы муниципального образования:
- осуществление общего руководства работы с резервом управленческих кадров, его развитием и востребованностью;
- утверждение Положение о Комиссии (рабочей группы);
-утверждение состава Комиссии (рабочей группы); 
- рассмотрение материалов на кандидатов в резерв управленческих кадров, подготовленные Комиссией (рабочей группой);
- утверждение списков резерва управленческих кадров.
Для подразделения (сотрудника), ответственного за работу с резервом управленческих кадров:
- обеспечение необходимой информацией и консультирование кандидатов к зачислению в резерв управленческих кадров;
- организация своевременного направления кандидатов резерва управленческих кадров на переподготовку, повышение квалификации, стажировку и осуществление контроля за их обучением;
- подготовка предложений по организации работы с резервом управленческих кадров;
- выполнение ежеквартальных, годовых отчетов о работе с резервом управленческих кадров;
- представление ежеквартальной информации о результатах работы с лицами, включенными в резерв управленческих кадров, об изменении их должностного и образовательного уровня, анкетно-биографических и характеризующих сведений на новых кандидатов в информационную базу резерва управленческих кадров Омской области Главному организационно-кадровому управлению Омской области для направления обработанного материала в областную комиссию по формированию и подготовке резерва управленческих кадров (приложения № 6, 7).
Для руководителя индивидуальной подготовки кандидата:
- оказание методической помощи кандидату в разработке плана индивидуальной подготовки;
- ежеквартальное представление Комиссии (рабочей группе) отзыва о выполнении плана индивидуальной подготовки кандидата на замещение должности.
18. Гражданин имеет право входить как в резерв управленческих кадров муниципального образования, так и в информационную базу резерва управленческих кадров Омской области, иные виды резерва по направлению Комиссии (рабочей группы) муниципальных образований.
19. На основании решения Комиссии (рабочей группы) рекомендуется направлять анкетно-биографические данные, мотивированные представления кандидатов, заявления (приложение № 5) для включения в информационную базу резерва управленческих кадров Омской области, окружной резерв управленческих кадров.
Соответствующее решение Комиссии (рабочей группы) оформляется нормативно-правовыми документами главы муниципального образования.
В целях эффективного использования резерва управленческих кадров и работы с ним рекомендуется вести электронную базу данных резерва управленческих кадров.
20. Граждане, состоящие в резерве управленческих кадров, подлежат исключению из резерва управленческих кадров в случаях:
- назначения его на должность;
- отказа от назначения его на должность (более 3-х раз);
- по истечении срока нахождения его в резерве управленческих кадров в соответствии с пунктом 5 настоящих методических рекомендаций;
- на основании его личного заявления об исключении из резерва управленческих кадров;
- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей выборной муниципальной должности, должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
- признания судом недееспособным;
- утраты гражданства Российской Федерации;
- по достижении предельного возраста пребывания в резерве (50 лет);
- невыполнения им плана индивидуальной подготовки. 
21. Исключение из резерва управленческих кадров Омской области производится на основании решения Комиссии.
22. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности по формированию и подготовке резерва управленческих кадров осуществляет подразделение (сотрудник), ответственное за работу с резервом управленческих кадров под общим руководством главы муниципального образования, председателя Комиссии (рабочей группы) по формированию и подготовке резерва управленческих кадров муниципального образования.
23. Расходы, связанные с включением в резерв управленческих кадров (предоставление документов, проезд, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются гражданами за счет собственных средств.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie